2 мая исполнилось 6 лет со дня трагедии на Куликовом поле, когда, по официальными данным, погибло 48 человек, и большинство из них – в Доме профсоюзов
В этот день одесситы почтили память погибших.
С утра территория Куликова поля была огорожена полицией, которая в усиленном режиме дежурила на месте. Журналистам объяснили, что это сделано из соображений безопасности, т.к. Дом профсоюзов якобы заминировали. Впрочем, такая же ситуация имела место и в прошлые годы.
Одесситов, пришедших почтить память погибших, полиция пропускала по двое и через один проход. Как отмечают пришедшие, отсутствовали рамки металлоискателей, которые были в прошлые годы, а собравшихся почти не досматривали. Через несколько часов ограничения фактически сняли, разрешив людям проходить небольшими группами.
Отмечается, что посетили мероприятие и несколько десятков местных националистов из «Правого сектора» и молодёжного отделения «Свободы». В отличие от предыдущих лет, праворадикалы не стали устраивать масштабных провокаций, ограничившись комментариями для прессы и редкими словесными перепалками с пришедшими одесситами.
Мероприятие закончилось запуском в небо чёрных шаров с надписью «Помним Одессу. Стоп фашизм».
Необходимо напомнить, что трагедия 2 мая 2014 года тщательно готовилась правыми и была направлена на подавление акций протеста, имевших место как в Одессе, так и в Харькове, и Донбассе.
Акций протеста несогласных с переворотом, произошедшем в результате Майдана, когда к власти пришли откровенные представители националистических прозападных антикоммунистических антироссийских сил.
В Одессе акции носили совершенно мирный характер, участие в них принимали тысячи человек. На Куликовом поле, перед Домом профсоюзов был сооружён палаточный городок, что крайне раздражало власть.
После завершения Майдана, бывший комендант Майдана и руководитель формирований «Самообороны Майдана» Андрей Парубий занял пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Подконтрольные ему формирования занялись борьбой с массовыми протестами на юго-востоке страны, большинство жителей которых выражали открытое несогласие с прошедшим госпереворотом, крушением памятников Ленину, насильственным навязыванием националистической бандеровской идеологии и переписыванием истории, стремлением запретить русский язык, искусственным делением Украины и противопоставлением Запада страны Востоку.
В апреле в Одессу начали свозить вооружённых боевиков «Самообороны Майдана» и членов Правого сектора с других регионов страны, чтобы реализовать силовой сценарий разгона «Куликова поля».
Одесские гостиницы, санатории, спортивные базы и базы отдыха были заполнены боевиками. Большое количество боевиков размещались и на съёмных квартирах.
За три дня до трагических событий в Одессу приехал Андрей Парубий для «проведения заседания оперативного штаба об обеспечении слаженных мероприятий оперативного реагирования на вызовы и угрозы национальной безопасности».
Экс-советник руководителя Одесского главка Нацполиции майдановец Руслан Форостяк утверждал, что Парубий координировал действия с ним. В СМИ Форостяк открыто признавал: «У нас постоянно находилось около обладминистрации несколько микроавтобусов с огнестрельным оружием. Мы даже арендовали квартиры возле ОГА (областная государственная администрация – ред.), где были установлены снайперские позиции… Мне удалось подготовить спецгруппу из энтузиастов, которые в случае силового сценария готовы были дать отпор. Скажу больше. Мы сняли несколько квартир напротив ОГА, куда было завезено оружие. Если бы был штурм, оно бы активно применялось».
Именно одесский штаб Майдана во главе с Форостяком под вывеской общественной организации «Совет общественной безопасности» и стал центром координации боевых действий боевиков.
Один из руководителей одесской милиции Дмитрий Фучеджи утверждал, что требование разогнать Куликово поле и зачистить палаточный городок силами милиции исходило от губернатора области Владимира Немировского. Для выполнения этой задачи были привлечены силы, подконтрольные Парубию.
В этот же день в Одессе проходил футбольный матч между харьковским «Металлистом» и одесским «Черноморцем». Футбольные фанаты «ультрас» обеих команд также приняли участие в разгроме антимайдановских сил. Уже днём начались столкновения между сторонниками и противниками Майдана на Греческой площади, в результате чего погибло 6 человек, сообщает newsli.ru.
Затем националистическая колонна направилась на Куликово поле и майдановцы начали громить палаточный городок.
Несколько сотен антимайдановцев укрылись в Доме профсоюзов.
Правые подожгли здание и огонь очень быстро распространился по всем этажам, температура достигала нескольких сотен градусов. Люди начали выпрыгивать из окон. Мужчин, которым удалось выбраться из здания, тут же добивали на месте, женщин избивали.
Как утверждает один из участников одесского сопротивления, которому удалось вырваться из горящего Дома профсоюзов, реально погибло порядка сотни человек, то есть число погибших в два раза превышает официальные данные.
Правые до сих пор не считают произошедшее преступлением.
Андрей Парубий заявляет, что и на Майдане, и в АТО, и во время защиты регионов, он делал всё возможное для подавления «русской весны» и «защиты Украины».
Националистка Ирина Фарион гордится произошедшим: «Браво, Одесса. Жемчужина украинского
Духа… Пусть горят черти в аду. Лучшие повстанцы – это футбольные фанаты. Браво». Одесситы, трудящиеся Украины ожидали, что после прихода Зеленского к власти, это преступление будет расследовано. Но не тут-то было. Зеленский открыто расписался в своём бессилии перед националистами и все уголовные дела против представителей предыдущей порошенковской власти зависли в воздухе.
В 1941 г. наши тоже отступали, были вынуждены сдать Одессу после 73 дней героической обороны. Но победный май 45-го обязательно придёт.