Карл Маркс… окончание

В своём знаменитом «Предисловии» «К критике политической экономии» Карл Маркс показал, что в основе жизнедеятельности человечества лежит экономический способ производства, сложившиеся производственные отношения, являющийся базисом той или иной общественно-экономической формации, что все политические учреждения, вся политическая, социальная культурная, духовная, идеологическая деятельность обусловлены тем, в руках какого класса находятся средства производства, в чьих интересах они действуют:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил.  Совокупность этих производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. 

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда  материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления…

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс были не только гениальными теоретиками, они принимали активное участие в практической работе.

«Новая Рейнская газета», создание Союза коммунистов, Международное товарищество рабочих – I Коммунистический Интернационал и активная деятельность в нём – вот отдельные вехи работы Маркса и Энгельса в коммунистическом и рабочем движении XIX века, сообщает newsli.ru.

После смерти Маркса и Энгельса, развитие марксизма вылилось в три течения:

реформизм, представленный Бернштейном, в котором его руководители и теоретики убрали главное в марксизме – его революционную сущность, попытались марксизм приспособить к потребностям буржуазии;

центризм, представленный на международном уровне Каутским и другими, а в России – Плехановым и меньшевиками прикрывавший революционными фразами своё прислужничество буржуазии;

— и, наконец, ленинизм, как дальнейшее развитие марксизма Лениным в новых империалистических условиях и применение основных положений марксизма на практике – в совершении Великой Октябрьской социалистической революции и создании первого в мире многонационального государства рабочих и крестьян, государства диктатуры пролетариата, строительство которого осуществлялось под руководством соратника и продолжателя дела Ленина – И.В. Сталина.

В настоящее время социализм потерпел временное поражение.

Но и в нынешних условиях как никогда актуальными являются слова Маркса и Энгельса из «Коммунистического Манифеста»:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям в ней нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ»!  

Фотографии к статье:
  • Карл Маркс... окончание
  • Карл Маркс... окончание
Оцените статью
Добавить комментарий