Ливан: массовые протесты и бунты ярости против коррумпированной, сектантской администрации

В прошлом году массовое, несектантское протестное движение в Ливане возникло из-за непосильных налогов, нехватки услуг, высокой безработицы и коррупции в правительстве. Ежедневные протесты и уличные блокады вынудили премьер-министра Саада Харири уйти в отставку.

Протестное движение сумело, так сказать, прорваться через религиозное сектантство, «вписанное» в государство (конституция Ливана требует христианского президента, суннитского премьер-министра и шиитского спикера парламента).

В течение многих лет это помогало парламенту выступать в качестве блока для развития межобщинной рабочей альтернативы. Как отмечал (в статье от 7 декабря 2019 года) журнал The Economist: «если Ливан прекратит принуждать кандидатов бороться за места, которые распределяются религией, больше людей может работать на светских платформах, а не на сектантских”.

Однако межконфессиональные трения периодически вспыхивали, включая жестокую гражданскую войну между 1975 и 1990 годами. Они были разжигаемы соседними конфликтами в Израиле и в Сирии, где около одного миллиона из восьми миллионов населения стали беженцами.

«Схема Понци в обратном направлении».

Корни кризиса кроются в высоком уровне долга Ливана, который в настоящее время занимает третье место в мире по соотношению «долг/ВВП».

В гостевой статье на сайте Financial Times финансирование этого долга описывается как «схема Понци в обратном направлении», когда Центральный банк предлагает банкам высокие процентные ставки для размещения долларовых резервов с его помощью и финансирует эти процентные ставки, привлекая все больше и больше депозитов.

В частности, процентные ставки взлетели после того, как Харари «временно» ушел в отставку во время визита в Саудовскую Аравию в 2017 году, однако отменил это решение несколько недель спустя. Эти события, похоже, напугали инвесторов, что привело к замедлению экономического роста и сокращению доступности доллара в Ливане.

Как и все капиталистические правительства, их выход из этого кризиса состоял в том, чтобы заставить рабочих платить. На межпартийных переговорах был разработан бюджет жесткой экономии, что провело к акциям протеста и забастовок.

В октябре 2019 года, когда в Ливане вспыхнули самые сильные за последние десять лет лесные пожары, было наглядно продемонстрировано отсутствие инвестиций в противопожарную безопасность

Это, в сочетании с объявлением ежемесячного налога на использование голосовых интернет-приложений, таких как WhatsApp, спровоцировало массовые демонстрации.

Примечательно, что эти протесты не проходили по религиозным принципам, как предыдущие протестыв Ливане в 2005 и 2015 годах. Один из протестующих, христианин Маначи, сказал Би-би-си: «люди осознают, что христианин, живущий в крайней нищете, ничем не отличается от суннита или шиита, живущего в такой же крайней нищете”.

Классовая альтернатива.

Без четкой, независимой политической альтернативы рабочего класса образовался вакуум, который так или иначе будет заполнен. В последние недели на улицах Бейрута произошли беспорядки, столкновения с полицией, разгром президентского дворца – все это вызвало ярость молодых протестующих против системы.

22 января было создано новое правительство, на треть меньшее (20 министров вместо 30).Но около половины из них являются бывшими правительственными советниками, и были выдвинуты теми же политическими партиями, которые и ранее были в парламенте, сообщает newsli.ru.

Если не будет создана внеконфессиональная рабочая партия, то эти же партии, представляющие интересы крупного бизнеса, будут продолжать доминировать в Ливане.

Тем временем экономический кризис продолжает углубляться, компании закрываются, а другие выплачивают только половину заработной платы.

Империализм.

Несомненно, этот кризис рассматривается как способ для империалистических держав повлиять на ситуацию, особенно учитывая растущее влияние поддерживаемой Ираном «Хезболлы» (вооруженного шиитского движения, которое пыталось погасить протестное движение) в правительстве в течение последнего периода.

Как прокомментировал аналитический центр Института Брукингса США «острый финансовый и экономический кризис в Ливане дает нам рычаги воздействия».

Капитализм в Ливане и во всем мире ничего не может предложить простым людям в Ливане. Протестное движение должно бросить вызов не только политикам и религиозным сектантам, но и капиталистической системе в целом.

Ее требования должны включать национализацию банков и решающих секторов экономики как части демократически плановой экономики. Только такие социалистические меры могут привести к выходу Ливана из болота.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector