ГЕНИЙ РЕВОЛЮЦИИ, ч.III

Часть III. Эпоха пролетарской революции и диктатуры пролетариата

В своей выдающейся работе «Государство и революция», написанной в преддверии революции в августе-сентябре 1917 г., Ленин обобщил выводы марксизма о государстве, социалистической революции, пролетарской диктатуре и пролетарской демократии (две стороны диктатуры пролетариата).

Ленин пишет: «Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности сплошь да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе не Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признаёт только борьбу классов, тот ещё не марксист, тот может оказаться ещё не выходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов – значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».

При этом Ленин обращает внимание на то, что свержение господства буржуазии возможно только со стороны пролетариата: «В то время как буржуазия раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачивает, объединяет, организует пролетариат. Только пролетариат, – в силу экономической роли его в крупном производстве, — способен быть вождём всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетёт, давит часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за своё освобождение. Учение о классовой борьбе, применённое Марксом к вопросу о государстве и о социалистической революции, ведёт необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры., т.е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооружённую силу масс».

Ленин в этой работе, как и в ряде своих других произведений, разоблачает вождей II Интернационала, которые отрицали революционный характер борьбы, отрицали необходимость слома буржуазной государственной машины и возведении на её обломках пролетарского государства, диктатуры пролетариата. «Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а её надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве», — подчёркивает Ленин.

Современный оппортунизм ограничивает область признания классовой борьбы областью буржуазных отношений. «Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, — продолжает далее Ленин, — до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения её. В действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточённой классовой борьбы, невиданно острых форм её, а следовательно, и государство этого периода должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)».

И Ленин делает вывод: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов», от коммунизма».

Итак, мы видим, что диктатура пролетариата простирается на целый исторический период, период перехода от капитализма к коммунизму, период полного уничтожения буржуазии. В борьбе между побеждённым, но не уничтоженным капитализмом и родившимся, но совсем ещё слабым коммунизмом, заключается сущность целой исторической эпохи, эпохи диктатуры пролетариата пишет Ленин в работе, так и названной им «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».

При этом Ленин обращает внимание на то, что «Социализм есть уничтожение классов». Ленин подчёркивает, что классы ещё остались и остаются в период диктатуры пролетариата. «Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата».

Это очень важный теоретический вывод. Именно на первой фазе коммунизма — при социализме, происходит уничтожение классов, происходит уничтожение различий между оставшимися в социалистическом обществе двумя трудящимися классами – рабочим классом и трудящимся крестьянством. В период строительства социализма в нашей стране (теоретически, это переходный период между капитализмом и коммунизмом, его первой фазой — социализмом) занявшим менее 15 лет (с 1925 г, когда было в основном восстановлено народное хозяйство, разрушенное в военные годы, до второй половины 30-х годов) были уничтожены остатки эксплуататорских классов – нэпманы в городе, кулаки на селе, спекулянты в сфере торговли. Победа социализма была закреплена в Конституции СССР 5 декабря 1936 г., получившей в народе название Сталинская Конституция. В стране остались два дружественных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство и социальная прослойка – интеллигенция. Именно уничтожение различий между этими двумя дружественными классами и происходит в период дальнейшего развития социализма, происходит полное уничтожение классов и создание бесклассового общества, происходит постепенный переход к коммунистическому строительству. Конкретное решение этих задач было намечено Сталиным в его выдающейся работе «Экономические проблемы социализма в СССР». 

Таким образом, очерчиваются исторические рамки диктатуры пролетариата (т.е. пролетарского государства) – переходный период между капитализмом и коммунизмом и первая фаза коммунизма (социализм). Об этом Ленин говорит в ещё одной своей работе, посвящённой государству — «Марксизм о государстве», являющейся кратким конспектом основных положений марксизма в вопросах государства, диктатуры пролетариата, социалистической революции. Эта работа Ленина легла в основу написанного им произведения «Государство и революция». Но при этом «Марксизм о государстве» носит вполне самостоятельный характер.

В уже упоминаемой нами «Детской болезни» Ленин обращает внимание на то, что «Диктатура пролетариата есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против более могущественного врага, против буржуазии, сопротивление которой удесятерено её свержением (хотя бы в одной стране) и могущество которой состоит не только в силе международного капитала, в силе и прочности международных связей буржуазии, но и в силе привычки, в силе мелкого производства, сообщает newsli.ru. Ибо мелкого производства осталось ещё на свете, к сожалению, очень и очень много, а мелкое производство рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе. По всем этим причинам диктатура пролетариата необходима, и победа над буржуазией невозможна без долгой, упорной, отчаянной войны не на живот, а на смерть, — войны, требующей выдержки, дисциплины, твёрдости, непреклонности и единства воли».

И далее: «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества. Сила привычки миллионов и десятков миллионов – самая страшная сила. Без партии, железной и закалённой в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно».

При этом Ленин обращает внимание на то, что диктатура пролетариата осуществляется в интересах трудящегося большинства, в интересах «гигантского большинства народа», которое пользуется самой широкой, пролетарской демократией, а меры подавления, меры насилия применяются только по отношению к представителям эксплуататорских классов.

В то время как диктатура буржуазии, власть буржуазии предоставляет самую широкую демократию буржуям, представителям крупного капитала, «денежным мешкам», которые составляют значительное меньшинство населения, а методы подавления, методы насилия применяются по отношению к эксплуатируемым и угнетённым трудящимся массам, составляющим большинство населения страны.

Хрущёвцы, пришедшие к власти после смерти Сталина, под предлогом возврата к ленинским нормам и принципам партийной жизни, отказались от важнейших положений марксизма-ленинизма — о диктатуре пролетариата, об авангардном характере пролетарской партии, какой при Сталине была ВКП(б), о постепенной ликвидации товарного производства и товарно-денежных отношений, что привело к формированию теневого капитала, который, под видом горбачёвской перестройки, осуществил буржуазную контрреволюцию, реставрировал власть буржуазии и восстановил капиталистические порядки.

окончание следует

Фотографии к статье:
  • ГЕНИЙ РЕВОЛЮЦИИ, ч.III
  • ГЕНИЙ РЕВОЛЮЦИИ, ч.III
Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector