ОПЕРАЦИЯ «ЛИСА ПУСТЫНИ» (17-20 декабря 1998 г.)

Продолжаем рассказывать о «Войнах в заливе», которые вели США и их союзники. Сегодня вашему вниманию предлагается рассказ об агрессивной военной акции США-Великобритании против Ирака «Лиса пустыни».

После поражения в ходе войны в Персидском заливе («Буря в пустыне», 1991 г.), Ирак был вынужден подчиниться требованиям международного сообщества (в лице США и их союзников и марионеток) и начать уничтожение оружия массового поражения.

Под наблюдением специальной инспекции ООН было уничтожено 40000 химических боеголовок, 700 т  реагентов, предназначавшихся для изготовления химического оружия, 3600 т запрещённых химикатов и более 100 единиц оборудования, использовавшегося для производства химического оружия. Однако в 1998 г. иракское руководство выдвинуло новые условия сотрудничества с комиссией ООН, потребовав снять ранее наложенные экономические санкции. После отказа ООН, Ирак с 31 октября прекратил сотрудничество с комиссией. США начали подготовку к военной операции. Но через две недели Ирак заявил о возобновлении сотрудничества, и операция была временно приостановлена. По свидетельству президента Билла Клинтона, он отменил нанесение удара в последний момент, когда боевые самолёты уже находились в воздухе.

Тем не менее, под предлогом того, что инспекторы ООН столкнулись с блокированием их работы, не имея возможности доступа на некоторые интересующие их объекты, США в начале декабря приняли окончательное решение на проведение операции «Лиса пустыни» (Desert Fox)  против Ирака. 16 декабря инспекция ООН покинула страну.

В ходе военных действий против Ирака предстояло решить две основные задачи:

— политическую: ослабление авторитета Саддама Хусейна и политического влияния Партии арабского социалистического возрождения (БААС); усиление недовольства существующим режимом среди населения Ирака и активизация сил оппозиции по борьбе с режимом;

— военную: нанесение максимально возможного ущерба промышленной инфраструктуре, в т.ч. объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения и авиационно-ракетных средств доставки с помощью подавления системы ПВО страны, дезорганизации её системы военного управления;

Основу военной агрессивной акции составила воздушно-наступательная операция (ВНО).

Также проводились:

— разведывательно-диверсионные действия сил специальных операций;

— мероприятия сил информационной борьбы и оказания психологического воздействия на противника;

— усиление системы ПВО-ПРО Израиля силами подразделений сухопутных войск США в Европе;

— повышение боеготовности контингентов сухопутных войск США, дислоцированных  на территории Кувейта и Саудовской Аравии.

Для проведения воздушной наступательной операции была создана коалиционная группировка военно-воздушных и военно-морских сил США и Великобритании, насчитывавшая к началу операции  около 130 боевых самолётов, включая 70 самолётов палубной авиации и 15 стратегических бомбардировщиков В-52 (с боезапасом до 120 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) AGM-86), а также 52 корабля (из них 23 — ВМС США), в т.ч. авианосец «Энтерпрайз»  и 8 кораблей-носителей крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томагавк» (из них – одна атомная многоцелевая подводная лодка) с суммарным боекомплектом до 360 ракет.

Группировка ВМС располагалась в акватории Персидского залива и восточной части Средиземного моря. Базовая авиация размещалась на аэродромах Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна, Турции, Саудовской Аравии, а также на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане. Предстояло поразить на территории Ирака около 130 целей.

В объединённой группировке сухопутных войск в зоне кризиса было около 10 тыс. чел. (из них 9 тыс. – американские военнослужащие). Общее руководство операцией осуществлял главнокомандующий Объединённым Центральным командованием ВС США генерал Энтони Зинни (передовой штаб в Манама, Бахрейн).

Воздушная наступательная операция состояла из четырёх этапов общей продолжительностью 73 часа.

Ночью в 0 час. 49 мин. 17 декабря начался первый этап операции. После подавления объектов ПВО Ирака противорадиолокационными ракетами «Харм», были нанесены удары крылатыми ракетами морского базирования «Томагавк» и самолётами палубной авиации по узлам связи, командным пунктам, штабам и пунктам управления полиции и разведки, казармам национальной гвардии. Выпущено 200 КРМБ, в ходе самолётовылетов израсходовано 150 авиационных боеприпасов. Было выведено из строя 50 объектов. Удары наносились двумя эшелонами. В первом эшелоне КРМБ уничтожали объекты ПВО и системы связи. Во втором – самолёты наносили удары авиабомбами по местам производства и хранения ОМП, казармам национальной гвардии.

Одновременно осуществлялось наращивание сил и средств. 18 декабря в район боевых действий прибыл американский авианосец «Карл Винсон». Группировка коалиционных сил ВВС была усилена за счёт дополнительной переброски более 90 самолётов из США, в т.ч. 10 F-117 и 2 В1-В; сухопутная группировка пополнилась частями общей численностью до 24 тыс. чел., в т.ч. формированиями сил специальных операций.

17-18 декабря после повторного удара американцами по мобильным средствам ПВО Ирака ракетами «Харм»  и «Аларм», последовали комбинированные удары с применением крылатых ракет морского и воздушного базирования, а также управляемых авиабомб с лазерным наведением. Основными объектами стали здания министерств, центральная и региональные штаб-квартиры БААС, защищённые КП, узлы и линии связи, центр по разработке ракетного оружия, арсеналы. Было поражено 25 объектов.

В результате нанесения массированных ракетно-авиационных ударов связь Багдада с южными районами страны оказалась прерванной. Активизировалась деятельность англо-американских сил специальных операций. Однако местные власти сумели удержать контроль над обстановкой.

Вечером 18 декабря были нанесены комбинированные удары по радио- и телестанциям, складам, в которых, по сведениям Пентагона, хранились компоненты химического оружия, а также по аэродромам и казармам национальной гвардии. В ходе этапа было поражено ещё 25 объектов.

На заключительном этапе операции, в ночь на 20 декабря, были произведены ракетно-авиационные удары по неповреждённым (уцелевшим) объектам (всего 15).

Всего за период боевых действий союзники израсходовали свыше 1000 боеприпасов (из них около 70% высокоточных) и поразили более 100 объектов (85% намеченных целей). Потери среди личного состава вооружённых сил Ирака составили от 600 до 1600 чел.  Авиация союзников потерь не имела.

Анализ стратегического содержания операции «Лиса пустыни» показал, что она стала новым этапом в развитии теории и практики подготовки и ведения локальных войн (военных конфликтов).

Формой применения объединённой группировки войск и сил США и Великобритании явилась воздушная наступательная операция оперативно-тактического масштаба, основу содержания которой составили массированные ракетно-авиационные удары.

В отличие от воздушной наступательной операции  многонациональных сил в зоне Персидского залива в 1991 г. («Буря в пустыне»), когда в сутки наносилось два-три массированных удара продолжительностью до трёх часов, в акции 1998 г. за 73 часа боевых действий было произведено четыре массированных ракетно-авиационных удара продолжительностью 6-9 час. каждый. Необходимо также отметить изменение соотношения пусков крылатых ракет и самолётовылетов в одном ударе (в 1991 г. оно составляло 1 : 10, в 1998 г. – 1 : 1,3).

Основу сил и средств коалиционной группировки составляли войска США.

Масштабное применение нашли новые виды оружия. Так, впервые применялись стратегические бомбардировщики В1-В, а В-52H осуществляли пуски крылатых ракет воздушного базирования; палубные истребители F-14P применяли управляемые авиационные бомбы (УАБ) GBU-24, а самолёты «Торнадо» английских ВВС использовали американские УАБ GBU-28, действуя парами, когда один самолёт подсвечивает цель лазерным лучом, а другой наносит удар УАБ с лазерной системой наведения; самолёты РЭБ ЕА-6В «Проулер» обеспечивали пролёт крылатых ракет.

Существенно возросли масштабы применения высокоточного оружия. В частности, в 1998 г. до 70% всех авиабомб были управляемыми, в 1991 г. – 8%, а КРВБ не применялись вовсе, сообщает newsli.ru.

Резко возросла интенсивность воздушно-наступательной операции. За 73 часа по объектам Ирака было выпущено почти в полтора раза больше крылатых ракет, чем за 43 суток операции «Буря в пустыне» (415 КР против 282, в т.ч. 325 из 415 ракет составили КРМБ). В декабре 1998 г. одновременно по единому плану применялись крылатые ракеты морского и воздушного базирования, тактическая и палубная авиация, стратегические бомбардировщики с островных авиабаз при активном прикрытии самолётами истребительной авиации и РЭБ, обеспечивающими действиями самолётов-разведчиков, заправщиков и аппаратов космической группировки.

Отмечено повышение роли космических средств разведки, применение которых способствовало уничтожению до 85% всех подвергшихся воздействию объектов. Основу разведывательного обеспечения составила  орбитальная группировка из трёх космических аппаратов оптико-электронной разведки «Кихоул» и  двух космических аппаратов радиолокационной разведки «Лакросс».

Также возросла роль РЭБ. Это подтверждает наличие 11 самолётов РЭБ ЕА-6В «Проулер», а также оснащение все ударных самолётов индивидуальными средствами радиоэлектронной защиты.

По сравнению с 1991 г. значительно усовершенствована система управления коалиционными силами. Её основу в оперативно-стратегическом и оперативных звеньях составила новая глобальная система управления ВС США GCCS  (Global Command Control System) и её морской компонент, технические средства которой установлены во всех штабах и на командных пунктах  ВС США, а также на тактических флагманских командных центрах на атомных авианосцах «Энтерпрайз» и «Карл Винсон».

Обобщая военно-политическое содержание операции «Лиса пустыни», следует отметить, что решающая роль в ней принадлежала военно-воздушным силам коалиции. Сухопутные войска практически задействованы не были, выполняя обеспечивающие функции. Операция продемонстрировала готовность вооружённых сил США к началу военных действий оперативно-тактического масштаба (прежде всего воздушных наступательных операций) в кратчайшие сроки после принятия соответствующего политического решения.

Агрессия США-Великобритании против Ирака была совершена без санкции СБ ООН.

Главный политический вывод состоит в том, что США и Великобритания продемонстрировали всему миру готовность решать свои внешнеполитические задачи  всеми доступными средствами, не останавливаясь перед широкомасштабным применением силы против суверенных государств без получения санкции ООН.

Совершенно подорвана роль СБ ООН, практически разрушена вся существующая система международной безопасности. Во главу угла поставлен принцип силы, прикрываемый рассуждениями о «демократии и правах человека».

Фотографии к статье:
  • ОПЕРАЦИЯ «ЛИСА ПУСТЫНИ» (17-20 декабря 1998 г.)
  • ОПЕРАЦИЯ «ЛИСА ПУСТЫНИ» (17-20 декабря 1998 г.)
  • ОПЕРАЦИЯ «ЛИСА ПУСТЫНИ» (17-20 декабря 1998 г.)
  • ОПЕРАЦИЯ «ЛИСА ПУСТЫНИ» (17-20 декабря 1998 г.)
  • ОПЕРАЦИЯ «ЛИСА ПУСТЫНИ» (17-20 декабря 1998 г.)
Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector