Учёные выяснили, как лучше изучать иностранные языки

Эксперимент, проведённый американскими учёными, показал, что вовсе не загруженность делами мешает взрослым изучать новые языки.

Дети гораздо быстрее взрослых усваивают иностранные языки. Это общеизвестный факт. Многие считают, что причина кроется в наличии у взрослых разного рода забот, более значимых, чем учёба. Даже при отсутствии таковых они могут позволить себе пропустить занятие, отдав предпочтение чему-то другому. У школьников ситуация иная, часто их заставляют учиться. Детям поневоле приходится концентрировать своё внимание на учёбе.

Казалось бы, дела обстоят именно так, но проведённое специалистами Массачусетского технологического института исследование позволяет усомниться в правильности приведённых доводов. По мнению учёных, трудности с усвоением нового языка возникают вовсе не потому, что человек недостаточно старается. Наоборот, препятствие при изучении иностранного языка создаёт чрезмерное старание. Напряжение и стремление учесть все нюансы здорово мешают в усвоении нужного навыка.

Участникам эксперимента предлагалось выполнить разные задания. В одном из вариантов перед ними конкретная задача не ставилась. От них лишь требовалось в течение десяти минут слушать фразы и слова на незнакомом (искусственно созданном) языке. В словарь этого языка вошли девять слов. По звуковой структуре они подразделялись на три категории, условно названные A, B и C, соответственно. Параллельно с прослушиванием людям нужно было составлять цветной ребус. Таким образом, их отвлекали от «основного занятия», мешая полностью сконцентрироваться на усвоении новых фраз.

В следующем задании участники исследования разделились на три группы. В первой группе была поставлена цель запомнить как можно больше новых слов, во второй – распределить услышанные слова на три категории по их звучанию. Языковая задача третей группы состояла в том, чтобы сформулировать правило грамматики, лежащее в основе создания категорий A, B и C слов незнакомого языка. При выполнении этого задания участников ничем не отвлекали, напротив, их попросили сконцентрироваться и постараться решить задачу быстрее. Предлагалось подавать звуковой сигнал, когда возникало ощущение, что с заданием справиться удалось.

После тестирования авторы исследования сравнили результаты, полученные добровольцами. Оказалось, что концентрация на задаче помогает выучить слова, но препятствует выявлению грамматического правила. Во втором тесте участники третьей группы показали результат хуже, чем у тех, кого во время прослушивания отвлекали, сообщает newsli.ru. В первой группе, в которой требовалось только запомнить слова при концентрации внимания на языковой задаче, были продемонстрированы более высокие показатели, чем то, что получилось во время выполнения первого теста, когда прослушивание слов сопровождалось составлением цветного ребуса.

В девяностых годах прошлого века появилась интересная гипотеза, объясняющая трудности взрослых людей при усвоении иностранных языков. У детей менее развита префронтальная кора головного мозга, что позволяет им при решении текущей задачи не анализировать слишком долго. Взрослый мозг пытается учесть все возможные факторы, стремится сначала собрать для анализа как можно больше сведений, что при решении языковых задач часто является излишним. Несмотря на популярность данного предположения, экспериментальных подтверждений до сих пор не существовало. Результаты, полученные в Массачусетском технологическом институте, можно считать косвенным подтверждением правильности гипотезы.

Исследователи призывают не путать банальную лень с умением учить язык, не напрягаясь.

Оцените статью
Добавить комментарий