Беспилотное будущее — теперь и на море

Конструкторы планируют покорить беспилотными аппаратами океанские просторы.

Автоматизированные и автономные машины стали привычными на полях сражений, с фантастики превратившись в обычных участников войны от Сирии до Донбасса. Авиационные беспилотники, от маленьких, часто самодельных квадрокоптеров к огромным самолетов, покорили воздух, и стали незаменимыми помощниками военных и предоставляют разведывательные данные, а иногда применяются для нанесения ударов. При этом все больше работа доверяется компьютерам. Показательным является проект Lockheed Martin по превращению старого истребителя F-16 на роботизированный БПЛА с искусственным интеллектом вместо человека-пилота.

Все больше усилий конструкторов направлены и на наземные силы. От относительно простых роботов-охранников типа TALON к более продвинутых в техническом плане концептов BigDog Atlas от Boston Dynamics. В России в 2015 году впервые показали нового робота «Платформа-М». Как понятно из названия это гусеничная платформа, на которой размещены пулемет, гранатомет и противотанковая управляемая ракета. Похожий на него комплекс «Волк-2», который тоже планируется вооружить пулеметами и гранатометом. Кроме того, комплекс имеет лазерный дальномер, стабилизатор оружия, тепловизор и баллистический компьютер. Робота планируется использовать для охраны стратегических ракетных комплексов типа «Тополь-М» или «Ярс». Не отстает украинская промышленность — в 2016 году ГК «Укроборонпром» представил свою новинку, беспилотный БТР «Фантом». По замыслу конструкторов эта дистанционно управляемая машина будет способна вести круглосуточную разведку и поражения целей, осуществлять доставку небольших грузов или использоваться для эвакуации раненых.

До недавнего времени оставалась одна стихия? для которой разработки роботов велись не так активно. Но с развитием технологий и море перестает быть барьером для конструкторов. И так, по сообщению сайта Defense One, мировой гигант Boeing совместно с компанией Huntington Ingalls Industries работает над созданием беспилотного подводного аппарата Echo Voyager, 15 метровый дрон весит больше 50 тонн и имеет грузовой отсек длиной 10 метров. Это позволяет устанавливать на БППА различные модули исходя из боевых задач, типа установки минных заграждений, нанесения ракетного удара или ведения разведки. Испытания нового аппарата начались в водах Южной Калифорнии 5 июня этого года.

Немного ранее, в апреле в Портленде, штат Орегон состоялась торжественная церемония спуска на воду экспериментального беспилотного корабля Sea Hunter. Автономное боевое судно предназначено для борьбы с подводными лодками. 40-метровый корабль способен осуществлять морское патрулирование в течение трех месяцев без участия людей. Стоимость корабля достигает $ 20 млн, а ежедневное использование оценивается в $ 15-20 тысяч. Причем отмечается, что использование автономных беспилотных кораблей типа Sea Hunter позволит значительно снизить себестоимость проведения морских военных операций. Ожидается, что дальнейшие испытания корабля продлятся примерно два года и пройдут в составе 7-го флота США, дислоцированного в Японии. Как отметил Питер Сингер, эксперт по роботизированному вооружению аналитического центра New America Foundation, такие разработки является ответом на активность Китая и России в создании подводных лодок. В то же время, как подчеркнул заместитель министра обороны США Роберт Ворк, в случае размещения летального вооружения на аналогичных кораблях, решение о его боевое применение будет приниматься исключительно людьми, сообщает newsli.ru. Собственные проекты беспилотных надводных кораблей разрабатывают и в Японии, о чем сообщает The Guardian. Ожидается, что первый прототип выйдет в открытое море до 2025 года. Внедрение новейших технологий позволит быстрее и дешевле доставлять грузы и одновременно сделает судоходство более безопасным. Главной проблемой разработки таких судов пока называют создание специализированного программного обеспечения.

Вместе с тем, как отмечают эксперты военного центра US Naval Institute, использование беспилотных систем в военно-морских силах ставит много вопросов. Как будет вести себя вооруженная платформа в случае потери связи? Как дрон будет реагировать на попытки кибернетического взлома его систем? Как они должны действовать в случае конфликта с другими беспилотными системами противника? Или которые могут быть разрешены действия комплекса для собственной защиты в мирной обстановке? На эти и другие вопросы можно найти ответы только в случае проведения многочисленных симуляций и тренировок. Моделирование кризисных ситуаций позволит лучше понять возможности и реакцию искусственного интеллекта, которым планируется заменить экипаж. Только таким образом можно разработать соответствующие правила и доктрины и проложить путь для беспилотной революции во флоте.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector