Какое будущее ждет «Северный поток 2» и что делать Украине

Киев и его партнеры по ЕС стремятся остановить строительство газопровода «Северный поток 2», который увеличит долю российского газа в Европе до 80%. Смогут ли они убедить Германию и Австрию — основных лоббистов проекта?

Россия продолжает прибегать к откровенным манипуляциям для реализации своего стратегического проекта «Северный поток 2». Это происходит несмотря на сопротивление некоторых стран Европы, американские санкции и экономические потери, которые понесет и сама РФ.

Накануне стало известно, что ЕС стремится получить от государств-членов мандат на проведение переговоров с Россией по проекту. В такой ситуации Украина и ее партнеры должны прилагать больше усилий для противодействия этому проекту, объединяя партнеров из Европы. Иначе получится, как с референдумом в Нидерландах. Сейчас есть два варианта.

Первый — работать с Еврокомиссией и правительствами стран-членов ЕС и доказывать, почему проекту угрожает энергетическая безопасность Европы. Второй — представить лучший вариант, который учтет возможности украинской ГТС и подземных хранилищ газа. Для этого Украине нужно бороться с коррупцией и внедрять реформы.

«Северный поток 2» после Стокгольма и санкций

Из последних событий украинского и европейского газового рынка важным для понимания нынешнего состояния реализации «Северного потока 2» является решение арбитража в Стокгольме и принятый Сенатом США пакет санкций. Первый фактор — отдельное решение арбитража в Стокгольме. Как известно, арбитраж рассматривает две споры между «Нафтогазом» и «Газпромом». Одна из них касается контракта на покупку газа Украиной, который был подписан во время газового кризиса 2009 года, другая — транзитного контракта между Украиной и Россией.

В обнародованном 30 мая решением арбитраж удовлетворил основные требования «Нафтогаза». Суд признал недействительным принцип «бери или плати», по которому Украина должна платить России штраф за недобор предусмотренных контрактом объемов газа. Именно этими средствами «Газпром» хотел покрывать свои убытки от реализации проектов «Северный поток» и «Турецкий поток» (до 2014 года — «Южный поток»).

Решение по второму делу обещают обнародовать осенью. Если Украина получит победу, это будет означать изменение подходов к обязательности применения регуляторных актов ЕС к проектам и контрактам «Северного потока 2». Второй фактор — санкции США. Они расширяют действующие ограничения и накладывают дополнительные, в частности на компании, задействованные в реализации «Северного потока 2».

Майк Крепо, сенатор-республиканец и соавтор закона, признал необходимость наложения дополнительных санкций на РФ: «Закон накладывает санкции на тех, кто инвестирует или поддерживает строительство российских энергетических экспортных газопроводов». Дональд Трамп подписал закон 2 августа. Почти единогласно проголосовав за закон, бывает крайне редко, Конгресс оставил ему мало места для маневра.

Последовательная поддержка проекта закономерна, ведь он сможет решить несколько стратегических проблем республиканцев и демократов.

Во-первых, санкции позволяют республиканцам завершить сессию победой после неудач с реформами в сфере здравоохранения. Также это возможность продемонстрировать давление на РФ в ходе расследования российского влияния на выборы.

Во-вторых, республиканцы из Сената и Палаты представителей успешно защитили поправки, которые не дают возможности Трампу изменить санкции или отменить их. В этом аспекте они также пришли к соглашению с демократами обеих палат.

В-третьих, для Конгресса санкции — это возможность отправить сообщение о намерениях и в дальнейшем давить на Россию и открывать дополнительные возможности для своих компаний, даже учитывая возможность привлечения в проекты последних компаний из РФ, сообщает newsli.ru. О том, что США будут и впредь отстаивать интересы свободного рынка и энергетической безопасности в Европе, которые разделяет и Украина, сообщила на события по энергетической безопасности в Верховной Раде посол США в Украине Мари Йованович.

«Штаты продолжают активно говорить о нашем беспокойстве по» Северному потоку 2 «, поскольку ни одна страна не может доминировать в поставках природного газа в Европу», — подтвердила посол намерения Вашингтона.

В результате принятия закона шансы на реализацию проекта существенно уменьшатся, ведь европейские компании не будут гореть желанием попасть под санкции и платить многомиллионные штрафы. Тем не менее немецкие и австрийские газовые гиганты активно работают над тем, чтобы проект «Северный поток 2» был реализован.

Им нужно задать риторический вопрос: нужен на европейском рынке «Северный поток 2»? Нет. Газотранспортные маршруты имеют достаточную мощность для транзита газа. Вот что об этом пишет народный депутат Ольга Белькова.

«ГТС Украины работает на 50% от его возможностей, однако» Газпром «хочет потратить 10 млрд. долл. на» Северный поток 2 «. Кто-то скажет, что это не аргумент, поэтому стоит вспомнить еще один факт:» Северный поток 1 «, который работает пять лет, загружен лишь на половину проектной мощности. Зачем тогда еще один газопровод?».

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector