Вчера, 17 июля, в последний день работы сессии Верховной Рады, было принято постановление об укрупнении районов. В результате вместо 490 районов останется только 136, то есть количество районов сокращено почти в четыре раза.

Необходимость укрупнения власть объясняла тем, что из-за разного размера и количества районов нагрузка на местные органы власти разная и это, мол, несправедливо. А поэтому районы предложили перекроить так, чтобы они включали не менее 150 тысяч населения. Райцентром собирались определить населённые пункты с населением не менее 50 тысяч чел. При этом самые дальние сёла должны находиться на расстоянии не более 60 км от райцентра.

Премьер-министр Денис Шмыгаль пояснил, что существующее районное деление было образовано ещё в СССР и больше не отвечает «современным стандартам административного деления».

В реальности же новое укрупнённое районное деление принесёт массу неудобств простым людям. Отдалённые сёла в новых районах будут находиться гораздо дальше, чем было намечено.

Наблюдатели отмечают, что, к примеру, село Пирожки во вновь созданном Житомирском районе Житомирской обл. будет находиться на расстоянии 150 км от райцентра. Как туда добраться сельским пенсионерам при наших крайне запущенных дорогах, особенно сельских, властей совершенно не волнует.

Многим жителям районов для получения административных и социальных услуг придётся добираться за тридевять земель. Кроме того, сокращение числа районов означает сокращением различных служб и бюджетников, начиная от полиции и заканчивая врачами.

Статус райцентра давал городу ассигнования на районные больницы, школы, объекты социальной сферы. И чем меньше районов, тем меньше, к примеру больниц, на чём и построена продолжающаяся реформа Супрун. Власть будет экономить и на госаппарате в целом.

Политолог Вадим Карасёв отмечает, что новую нарезку районов не зря поспешили осуществить перед местными выборами. «На местных выборах власть больше всего интересуют облсоветы и большие города. С районами ситуация другая. Нарезать их так, чтобы выиграть выборы, этой власти нереально. Но хаос внести можно. Все будут бегать и договариваться. Кроме того, в этой истории ещё торчит след МВФ по оптимизации бюджета.  Экономия ресурсов. Ну, а потом уже всё пойдёт под контроль префектов».

Обозреватели отмечают, что у Зеленского мечтают о назначении в области и районы своих префектов, которые будут, по сути, руководить местным самоуправлением, а значит элитами на местах. То есть вместо децентрализации реально получится усиление централизации.

Журналист Андрей Манчук на своей странице в Фейсбук делает вывод: «Смысл ещё одной «прогрессивной» реформы только один – политика экономии, навязанная Украине в обмен на обещание новых кредитов, сообщает newsli.ru. Чем меньше районов, тем меньше поликлиник, больниц, образовательных учреждений, разнообразных учреждений сферы социального обеспечения и услуг, которые в обязательном порядке закреплены за каждой районной структурой. И тем меньше средств будет выделять на их обеспечение государство. Естественно, от этого пострадают жители украинской периферии. Множество людей будут списаны и уволены, а местным жителям придётся ехать по любой надобности на огромные для сельской бабушки расстояния. Эта централизация будет иметь катастрофические социальные последствия, что в перспективе грозит массовыми протестами».

И на этом примере можно ещё раз убедиться, что нынешняя власть страшно далека от народа, что проблемы простых людей, трудящихся Украины правящий режим совершенно не волнуют. Возникает закономерный вопрос, а нужна ли народу такая власть?1