Вчера по предложению Владимира Зеленского Верховная Рада приняла разработанный им закон об импичменте президента Украины.

Причём принятие закона прошло, как и всё делается и принимается этим парламентом, в ускоренном порядке  и с очень кратким обсуждением.

За принятие закона в первом чтении за основу проголосовало 337 народных депутатов из 365 присутствовавших на заседании.

За принятие закона во втором чтении и в целом проголосовало 245 народных избранников, из них 244 – представители Слуги народа и один - внефракционный. Несмотря на гул и возмущение в зале, что закон принимается с нарушением процедуры и регламента, ничего не помогло. Подавляющее преимущество фракции Слуги народа решает всё.

Но отстранить президента со своего поста не так легко. Верховная Рада может устранить президента Украины со своего поста только в случае совершения им государственной измены или какого-либо другого преступления.

Причём для этого понадобиться совершить целых пятнадцать шагов, чтобы довести до конца данную процедуру.

Шаг первый. Инициация процедуры импичмента. Большинство от конституционного состава Верховной Рады, т.е. не менее 226 народных депутатов, вносят в парламент письменное представление  о начале процедуры импичмента президента, причём подписи нардепов не могут быть отозваны назад. В этом представлении содержится требование создания специальной временной комиссии с фактами преступлений президента.

Шаг второй. На следующем пленарном заседании после внесения данного представления, оно обсуждается в парламенте и парламент должен проголосовать за внесение рассмотрения этого вопроса в повестку дня как неотложного. После чего спикер информирует президента Украины и главу Конституционного суда о начале процедуры импичмента.

Шаг третий. Парламент создаёт временную следственную комиссию (ВСК), куда входят депутаты от всех фракций и групп в парламенте по пропорциональному признаку. Также в эту комиссию входят специальный прокурор и следователи. Прокурора предлагают инициаторы импичмента, а следователей – фракции и группы. Требования к прокурору – он должен быть гражданином Украины, свободно владеть украинским языком, иметь высшее юридическое образование и не менее 10 лет опыта работы в органах прокуратуры, быть несудимым и не иметь конфликта интересов в данном деле.

Шаг четвёртый. Кандидатуры прокурора и следователей рассматривает профильный комитет Верховной Рады, а затем предлагает свои выводы депутатам для изучения. Причём это должно быть сделано не позже чем за три дня до голосования о создании ВСК. Если в ходе рассмотрения данной процедуры следователи снимают свои кандидатуры, то на рассмотрение новых кандидатов даётся ещё три дня. В целом период от инициации процедуры импичмента до назначения ВСК не может превышать 30 дней. Если парламент не укладывается в сроки, то процедуру нужно начинать сначала.

Шаг пятый. В случае соблюдения сроков, парламент  голосует за постановление о создании ВСК.

Шаг шестой. Созданная комиссия создаёт свои руководящие органы – выбирает председателя, его заместителя, секретаря, причём все они должны принадлежать к разным парламентским фракциям и группам. В заседаниях ВСК должны принимать участие более половины от её списочного состава. Решение считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов комиссии.

Шаг седьмой. Комиссия собирает доказательства вины президента и готовит соответствующее постановление. При этом спецпрокурор может блокировать незаконные, по его мнению, решения как всей комиссии, так и следователей. Более того, спецпрокурор может даже итоговый проект постановления ВСК о виновности президента вернуть на доработку. Следователи имеют право вызывать свидетелей, получать необходимые по ходу следствия документы, допрашивать, но не могут открывать дел, объявлять подозрений или проводить задержания. В то же время у президента есть право иметь до пяти защитников.

Шаг восьмой. После завершения своей работы, ВСК передаёт свои выводы в Верховную Раду главе парламента или его заму (в случае отсутствия спикера), а также, но не позже чем за три  дня до заседания Рады по вопросу импичмента, депутатам, и направляет президенту фельдъегерской почтой. Выводы ВСК без обсуждения включаются в повестку дня парламента.

Шаг девятый. Затем проводится пленарное заседание Рады, на котором заслушиваются выводы ВСК. Причём на это заседание приглашаются президент, генеральный прокурор, все судьи Конституционного суда и председатель Верховного суда, а также спецпрокурор и следователи. В начале заседания спикер или его зам зачитывает выводы комиссии. Если в них содержатся обвинения, то даётся слово президенту. Если президент подтверждает обвинение, то обсуждение не проводится. Если же опровергает, то начинается обсуждение, а за ним – тайное голосование по каждому пункту обвинения (если их несколько). Каждый пункт обвинения могут обсуждать как нардепы-члены ВСК, так и спецпрокурор и следователи, а также президент с его пятью защитниками. В целом на прения выделяется не менее полутора часов. Парламент по требованию сторон также может заслушать свидетелей, экспертов, сделать обзор доказательств. Фактически данное заседание является как бы полноценным судебным процессом. Если президента нет в Раде, то данное заседание может проводиться и без него. Если на заседании рассматриваются вопросы, представляющие государственную тайну, то оно проводится в закрытом режиме.

Шаг десятый. Заключительное слово, на которое имеют право один из депутатов-инициаторов импичмента, член ВСК и президент.

Шаг одиннадцатый. После обсуждения выводов комиссии, Рада должна рассмотреть постановление об обвинении президента, или об остановке процедуры импичмента. Это заседание проводится в закрытом режиме. Проекты постановления обсуждаются снова при участии президента и всех вышеперечисленных участников процесса. В ходе обсуждения могут вноситься правки, которые голосуются обычным большинством депутатов.

Шаг двенадцатый. Голосование за импичмент, которое проводится путём подачи бумажных бюллетеней, то есть является тайным. За него должны проголосовать не менее двух третей от конституционного состава парламента, т.е. не менее 300 народных депутатов, сообщает newsli.ru.

Шаг тринадцатый. Если постановление об импичменте проголосовано, то Рада принимает два обращения – в Конституционный суд и в Верховный суд. Первый анализирует, придерживался ли парламент Основного закона при рассмотрении данного вопроса, а второй – есть ли в действиях президента состав госизмены или другого преступления.

Шаг четырнадцатый. Если выводы обоих судов положительные, то Рада вносит проект постановления о снятии президента с его поста. Проект обсуждается всеми сторонами и принимается двумя третями от конституционного состава парламента. Если в выводах судов содержатся замечания, то Рада начинает устранять указанные недостатки. Этот вопрос может затянуться надолго, включая необходимость заново проводить расследование, причём парламент может даже сменить весь состав ВСК. То есть постановление об обвинении президента надо вносить заново.

Шаг пятнадцатый. Если же постановление об обвинении президента принято и суды со всем согласны, то Рада принимает решение снять президента с занимаемого поста. Это решение принимается двумя третями от Конституционного состава парламента, то есть не менее 300 голосов (в другом материале отмечается, что необходимо три четверти голосов от конституционного состава парламента, то есть 338 из 450 - уточним при официальной публикации данного закона).

В случае же непринятия парламентом постановления об отстранении президента со своего поста, председательствующий от имени парламента приносит извинение президенту.

Как видим, президент Зеленский в ускоренном порядке выполняет все данные им обещания.

Неприкосновенность депутатов снята, закон об импичменте президента принят. Хотя импичмент президента осуществить при данном раскладе политических сил в парламенте практически невозможно. Но ведь через год-два всё может и измениться.

Это, во-первых.

И, во-вторых, при набранных темпах также быстро может быть принят закон о продаже земли; о завершении приватизации стратегических предприятий.

Очень уж торопят Зеленского его внешние западные кураторы.