Президент как мем, Порошенко в соцсетях

За что хвалят и чем упрекают Петра Порошенко украинские пользователи соцсетей.

Во время недавней пресс-конференции П. Порошенко журналист М. Ткач задал такой вопрос: «Знаете ли вы, что для защиты президента и вашего окружения в интернете: создали армию ботов, которая активно атакует всех, кто публикует критические материалы или просто мысли о власти?». Нет смысла полностью пересказывать ответ главы государства, которая продолжалась более четырех с половиной минуты и содержала около 400 слов. Однако содержание этого ответа можно оценить просто: Порошенко ни разу не принял слов «интернет», «боты» или «социальные сети». Президент говорил о стандартах, беспрецедентный уровень свободы, гражданское общество и даже телевизор. Но не об интернете.

Нынешний глава государства относится к категории продвинутых лидеров, которые уделяют немалое внимание интернет-аудитории. Этим он отличается от своих предшественников Виктора Ющенко и особенно Виктора Януковича, которые застали всплеск развития интернета и популярности соцсетей в Украине. Швейцарская PR-компания Burson-Marsteller ежегодно проводит исследование «Твипломатия», в рамках которого оценивает использование мировыми лидерами соцсетей. В 2016-м, по данным этого исследования, Порошенко вошел в список 50 самых популярных мировых лидеров в сети Twitter с 955 тыс. подписчиков. Украинский президент занял 48-е место. Что касается Facebook, то Порошенко еще предстоит поработать, ведь со своими менее 600 тыс. фолловеров он очень не дотягивает до первой полусотни. Чтобы ворваться в топ-50, украинскому президенту следует увеличить аудиторию как минимум до 1 млн человек.

Впрочем, в Украине Страница Порошенко; уступает по популярности в Facebook; только страницам некоторых СМИ, а также официальной странице группы «Океан Эльзы», что является абсолютным лидером. Кроме того, у президента появилась прекрасная возможность в ближайшее время увеличить популярность в упомянутой сети. После запрета российских сервисов «ВКонтакте» и «Одноклассники» работы в пиарщиков президента уменьшилось: можно полностью сосредоточиться на Facebook, Twitter и Instagram. По данным мониторинга TNS в Украине, суточного охвата запрещенных российских ресурсов упало в 2-2,5 раза, зато показатели Facebook выросли почти на треть. До сих пор не существует точных данных о влиянии соцсетей на изменение политической ситуации в странах. Некоторые говорят об их исключительной роли во время событий Арабской весны и Революции достоинства. Другие доказывают, что влияние преувеличено. Так или иначе именно после этих событий политики окончательно осознали необходимость последовательно работать с интернет-аудиторией. В зависимости от страны и политической системы меняется и стиль работы.

Порошенко не раз пытались поймать на содержании своих «ботферм» по аналогии с российскими «фабриками троллей» в интернете. Однако доказать это до сих пор никому не удалось. А тем временем в бытовой обиход давно вошло новое слово «порохобот». Согласно лаконичным определением, приведенным в онлайн-словаре новейших украинских слов «промышленно», порохоботамы есть те, кто пишет или говорит что-то положительное о Порошенко. Однако сразу возникают сомнения в точности дефиниции, ведь в таком случае к «персональной армии» президента Украины можно отнести несколько миллионов украинцев, которые отдали за него голоса на выборах. Трудно предположить, что они сделали это, ни разу не отозвавшись о своем избраннике «незлым тихим словом».

Также невозможно определить, кто именно является автором термина «порохобот». Общедоступный сервис аналитики Google Trends показывает, что в Украине этот термин стали упоминать в поисковых запросах в июне 2015 года, а пик запросов пришелся на август того же года. В августе 2016-го ситуация повторилась. Если же учитывать упоминания термина в запросах по всему миру, а не только в Украине, то день рождения порохоботов можно перенести на начало 2015 года. Однако Google не показывает, в каких именно странах о них вспомнили впервые: слишком мало данных. Поэтому можно предположить, что причина разногласий в особенностях сбора поисковиком информации. Разобраться, кто такие порохоботы, довольно сложно. В России сети ботов работали под управлением единого центра и не отличались оригинальностью. Именно так журналисты и смогли доказать их существование, исследовав распространения того же сообщения в Twitter из тысяч аккаунтов.

В Украине такого нет, что может свидетельствовать об отсутствии единого «пункта управления». Объяснений этому несколько, и свести их можно к тому, что модель работы украинских политиков с сетями отличается от модели работы российских: в Украине возлагаются не на сети ботов (аккаунт, сообщения с которого осуществляет специальная программа, а не человек; робот), как на подкуп так называемых ломов — лидеров общественного мнения, известных блогеров, экспертов, политологов и тому подобное. Ставку делают на оригинальность и авторский стиль. Хотя нередки и проколы, когда различные лояльные блоггеры постят одинаковые тексты, будто они столько утвержденного темника.

Распространено мнение, что порохоботы или излишне акцентируют на успехах Петра Порошенко в должности, или же пытаются снять с него ответственность за провалы и неудачи, сообщает newsli.ru. Например, соглашение о безвизовых с ЕС — это результат мудрой международной политики, которую проводит Порошенко, для которого дипломатия — естественная стихия. В то же время постоянные, но в предыдущие годы невыполнимые обещания ввести безвизовые является следствием действий России, которая постоянно пытается вставлять палки в колеса, и отнюдь не внутренних проблем Украины. В таком ключе порохоботы комментируют и другие темы. Теоретически это формирует необходимые для власти акценты в информационном поле. Также есть предположение, что порохоботы используют для травли оппонентов, однако неопровержимых доказательств этого нет.

Частично использования порохоботов только в самые важные для власти моменты для формирования в аудитории соответствующего взгляда на то или иное событие доказывает уже упоминавшаяся статистика Google Trends. Всплеск интереса к термину в августе два года подряд можно объяснить годовщиной событий в Иловайске. Именно Иловайская трагедия стала крупнейшим поражением Украины во времена президента Порошенко, поэтому неудивительно, что в августовские дни наблюдается активизация мифических или реальных порохоботов.

В то же время в Украине точно есть категория людей, для которых никакие настоящие доказательства существования порохоботов не нужны. Для них все понятно без доказательств, а часто и вопреки им. Чаще всего их называют зрадофиламы, хотя ни в одном словаре определение этого термина пока нет. В Google Trends вообще нельзя проверить частоту употребления этого слова в поисковых запросах. Очевидно, Украину пока мало интересует упомянутый срок. В то же время определенные выводы можно сделать, проследив употребление терминов «победа» и «измена». Здесь «победа» ожидаемо побеждает «измену». Правда, львиная доля запросов приходится на «кинотеатр победа», поэтому статистика видится несколько иной, а позиции «измены» в головах Украины — куда сильнее.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector