100 миллионов евро: кто и кому, на что и на каких условиях оказывает такую макрофинансовую помощь

В первом квартале 2018 года в Молдову начнут поступать транши из Европейского Союза из разблокированной макрофинансовой помощи Молдавии.

Замечу, что еще не известно на 100%, что Молдавия получит эти деньги. Но, несмотря на это, так называемая оппозиция и "левые" блогеры уже начали рьяно критиковать этот вопрос. Главные претензии, что деньги будут разворованы. Но знают ли критики, на что и на каких условиях возможно Молдавия начнет получать и использовать эти средства?

Итак, между ЕС и Республикой Молдова подписан некий Меморандум о договоренности. Теперь молдавский Парламент должен ратифицировать этот документ. А дальше следует административная процедура; после ратификации будет произведена оценка со стороны Еврокомиссии и Службы  внешнего соответствия ЕС выполнения властями Молдовы политических условий в отношении соблюдения демократических механизмов, правового государства и прав человека, рекомендаций Венецианской Комиссии и ОБСЕ. Еврокомиссия проанализирует вопросы об исполнении условий в части экономической и финансовой политики. Если эти анализы будут оценены, как положительные, Еврокомиссия начнет выплачивать первый транш макрофинансовой помощи в размере 100 миллионов евро. Если анализ будет отрицательным, то выплаты первого транша быут опять заморожены до той поры, пока Молдова не выполнит принятые обязательства и условия Меморандума.

Меморандум содержит 28 условий. Эти условия обязываю власти Молдавии провести мероприятия в части управления госсектором, управления финансами, мероприятия по борьбе с коррупцией. Запланированы реформы  в энергетическом секторе, в бизнес-среде. Входит сюда и реализация Соглашения об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле (DFCTA) между РМ и ЕС.

Эти условия Меморандума о договоренности соответствуют многочисленным документам, уже ранее подписанным Молдовой с многочисленными участниками процесса.

Популизм критиков понятен. Но они сами не понимают, что противоречат сами себе. Ведь критикуя "систему" власти, они подразумевают ее модернизацию, сообщает newsli.ru. А модернизация требует привлечения больших ресурсов, это финансы, опытные консультанты, подготовка новых кадров, техническое и технологическое перевооружение и прочее. Есть у критиков сегодня эти ресурсы или они знают где их взять, не иначе как позаимствовав, и кто их доноры? Пока мы этого ничего не слышали, не знаем.

Да, ввиду малой и чтобы очевидной эффективности реформ власти, общественность может быть обеспокоена тем, что средства будут израсходованы по назначению. Но контроль за этим - это разговор о формам и методах такого контроля, а не пустая критика. И это тема возможно будущего анализа.

.

Олег Очеретнюк. Доктор экономики. Политический и экономический аналитик