Как управлять столицей?

В разгаре новый сезон работы примэрии столицы Молдовы — Кишинева и ее муниципального совета. На одной из планерок в примэрии генеральный примар муниципия Дорин Киртоакэ заявил, что столица Молдовы не хуже Лос-Анжелеса. Киртоакэ «примарит» уже восьмой год, не видит особых проблем в городе и гордится состоянием муниципия в целом, будучи уверенным в том, что общую картину нарушают лишь некоторые досадные мелочи.

А что о состоянии столицы думают жители Кишинева? Ведущая рубрики «Экспертиза/Молдавские ведомости» Нина Димогло спросила кишиневцев, какой вопрос они стали бы решать в первоочередном порядке, если бы попали в кресло генерального примара.

Олег Очеретнюк, экономист:  «Программа столичного управления зиждется на трех китах: порядок, ЖКХ, социальная сфера»

— Кишинев — это не просто город, это – столица. И многие ошибаются, говоря, что генпримаром должен быть профессионал в области муниципального управления. Я категорически не согласен с этим: вчера, сегодня, завтра эта должность являлась, является и будет являться политической!  Но это тема отдельной дискуссии.

Что касается программы столичного управления, то она должна зиждиться на «трех китах»:

Первое — порядок. Под этим следует понимать широкий спектр проблем: от личной и общественной безопасности, безопасности дорожного движения, упорядочения уличной торговли до запрета лузгания семечек на улице. Как достичь порядка? Сегодня — жестким администрированием с параллельным социальным проектом воспитания в каждом столичного жителя.

Второе — жилищно-коммунальное хозяйство. Сегодня мы видим крайне неэффективное управление ЖКХ. Почему? Дело в том, что наши управленцы не являются ответственными и заинтересованными профессионалами, а как раз здесь нужны профессионалы. Необходимо реформировать ЖКХ, может быть, для начала перевести его в плоскость муниципальн-частного партнерства.

Третье — социальная сфера. В городе убиты такие вещи, как всеобщая бесплатная доступность к сфере физической культуры, нет популярных муниципальных зон отдыха. Детские сады – это извращенная форма бизнеса. Муниципальное здравоохранение вытеснено коммерческим. Первая учительница почти каждого кишиневца прозябает в нищете, как и многие другие старики. Дома престарелых хуже концлагерей. Молодежь не занята, и эту нишу у города отняли частные клубы, где вместо культуры и здоровья способствуют деградация юношества…

Как решить проблему социальной сфере? Просто: муниципию нужно весь бизнес в городе так мотивировать, чтобы стало престижно и выгодно помогать городу в решении социальных вопросов.

Все это — сотая часть тезисов, которые можно и нужно изложить!

Александр Чобан, председатель национальной ассоциации туроператоров:  «Если любить Кишинев — можно сделать для него все и даже, больше»

Будь я примаром столичного муниципия – в первую очередь навел бы порядок в области парковок: все паркуются где хотят и как хотят. Как это сделать? Очень просто. Во всех развитых странах платные парковки со счетчиками. Если же примэрия скажет, что у нее нет на это денег, — уверен, многие частные компании захотят инвестировать средства. Я видел, как это хорошо сработало в графстве Мак-Кон в США, там этим занимается частная компания, взимая платы за парковку, взамен они занимаются утилизацией мусора и обслуживают дороги. Это действительно работает очень успешно, так как отсутствует бюрократия, как у нас в примэрии, где отделы градостроительства, финансовое и прочие плохо взаимодействуют друг с другом.

Второе. Мы говорим, что наш город – зеленый, и это его главная достопримечательность. Так давайте приведем в порядок парки и реку. В городах, через которые протекают реки, создают отличные зоны отдыха, а что с нашим Бычком?

Третье — пробки, ну, конечно, они у нас не московские, но скоро могут  стать такими. Пора от пешеходных переходов на проезжей части перейти к надземным, это обезопасит людей. Ведь у нас сбивают пешеходов на дорогах зачастую потому, что еи пешеход, ни водитель не видят друг друга, из-за так называемых слепых зон. Надземные переходы разгрузят улицы, можно будет увеличить транспортные потоки, что сэкономит средства города: не нужно будет вливать деньги в дополнительные дороги для проезда автомобилей.

Еще что очень важно: нужно, чтобы в местах скопления людей было больше информации о достопримечательностях, памятниках, музеях. Туристам очень трудно ориентироваться. Создать информационные офисы с данными о культурных мероприятиях, концертах, праздниках. Многие турагентства могли бы выделять персонал для обслуживания такого проекта на базе, скажем, ассоциации туроператоров, которая была бы заинтересована не в  прибыли, а в продвижении Республики Молдова и Кишинева как туристического  продукта.

У нас, если верить власти, жители столицы – сторонники евроинтеграции, а до сих пор нет контейнеров по сортировке мусора. А это дало бы возможность существенно экономить на его утилизации, что дало бы городу прибыль.

Не могу не сказать о рекламных панно в центре столицы. Понимаю, это деньги, но я считаю, что в исторической части города им не место.

Можно сделать все  и даже больше, лишь если истинно любить город!

Олег Черней, муниципальный советник:  «При системной работе все решаемо»

— Все бурно обсуждают вопрос об очередной замене счетчиков, но этого не  стоит бояться, сообщает newsli.ru. Во-первых, никто никого не заставляет ничего покупать, это касается лишь желающих заключать прямые договоры с «Apa-Canal». Во-вторых, закон вступит в силу только 25 сентября.

Еще один вопрос — общественный транспорт. Но нам обещали, что появятся 50 автобусов и 70 новых троллейбусов, так что ждем хороших новостей. Более развернуто готов прокомментировать любые вопросы, которые стоят наиболее остро в городе.

Августин Волконович, кишиневец:  «Архитектурный облик столицы не радует»

— В городе море нерешенных вопросов. Я как житель выделяю видимые и невидимые — начиная от переработки мусора, социальных проблем, дорожных и заканчивая утилизацией мусора. Но особо хотелось бы затронуть вопрос архитектурного облика Кишинева.

Происходят кошмарные вещи. Бесконечная постройка мансард – уже и на центральной улице, в местах расположения зданий, имеющих историческую ценность. У тех, кто к нам приезжает, создается впечатление, что Кишинев – это сплошная стройка.

Я бы, выдавая лицензию на строительство, ограничивал бы срок ее действия, а в случае простоя налагал бы огромные штрафы и даже впоследствии, если вопрос не решается, лишал бы собственника прав на объект.

Елена Профу, жительница Кишинева:  «С началом учебного года в сфере  общественного транспорта начинается хаос»

— При Урекяне продлевали троллейбусные пути, почему нынешний примар не продолжает эту практику? Это единственное решение проблемы. Хотелось бы, чтобы мэрия вкладывала все деньги, ориентируясь на максимальный и качественный результат, тогда, может, и качество дорог приблизили бы к норме.

Оцените статью
Добавить комментарий