Чтобы повысить производительностью конвейерных систем, предприятия внедряют новые технологии или модернизируют существующие. В условиях экономической турбулентности вариант модернизации, дооснащения выглядит интереснее. На нем и остановимся.
Как повысить производительность и эффективность транспортеров за счет модернизации и дооснащения конвейерного оборудования
Когда конвейерные системы не дотягивают до проектной производительности или постепенно снижают эффективность производства, для этого есть две причины:
-
Незапланированные, аварийные ситуации из-за перегрузки оборудования, возгорания, заклинивания цепи, неисправности роликов и пр.
-
Неэффективная эксплуатация линии например, из-за просыпи или неравномерной загрузки полотна.
Это проблемы чисто технической производительности. Так, нарушение опорности рольганга существенно сокращает срок службы подшипниковых узлов, а одинарный уплотнитель слабо защищает ролики от коррозии при эксплуатации в условиях повышенной влажности. Неравномерная загрузка приводит к ускоренному износу полотна, а прямой запуск загруженного транспортера перегружает тяговые цепи и привод.
Чтобы улучшить техническую производительность, достаточно скорректировать соответствующие технические параметры: изменить позиционирование роликоопор, снизить уровень вибрации, добиться оптимального угла наклона, установить борта.
Даже неравномерную загрузку можно отрегулировать несколькими способами. Например, согласуя скорость подачи материала со скоростью грузонесущего полотна, изменив диаметр отверстия бункера или установив направляющий лоток на воронку подающего устройства.
В любом случае, основные задачи повышения технической производительности — минимизировать простои, сократить количество ремонтных смен, уменьшить объем потерь продукции при перемещении по линии.
Эксплуатационная производительность транспортеров
Немного сложнее с эксплуатационной производительностью. Это многофакторный показатель, который зависит от конкретных условий эксплуатации, ремонтопригодности транспортера, синхронизации ветвей линии друг с другом или с сопряженным оборудованием. Сложно ждать высокой производительности и эффективности от систем, где заготовки от линии к линии перевозит автопогрузчик, конвейер загружается вручную, а ритм работы одного участка не согласуется с другим.
Наглядный пример работы именно с эксплуатационной производительностью — один из недавних проектов воронежского завода «ИнтерМаш». При ручной разгрузке линии по производству гидроизоляционных материалов уровень брака стабильно держался на 30%. Кантователь-манипулятор, разработанный инженерами завода для участка между биг-роллом и пластинчатым конвейером, сократил процент брака практически до нуля и параллельно ускорил операционный цикл.
По сходному принципу работают системы перекрестных транспортеров. Они также сокращают процент брака и время технологической операции, но уже не только за счет автоматического репозиционирования груза. Так, всего один перекрестный транспортер завода «ИнтерМаш» перед зоной упаковки объединил две производственные линии в одну и сформировал единый поток продукции. Это позволило отказаться от использования погрузочной техники и увеличить пропускную способность упаковочного участка.
Оптимизация производительности конвейерных систем — проверенная практика повышения эффективности внутрицеховой логистики и производства в целом. При этом в каждом конкретном случае свои точки роста и «узкие» места. На одном производстве ощутимый экономический эффект работа над технической производительностью оборудования, на другом — оптимизация конвейерных трасс под условия последовательно-параллельной сборки, дооснащение датчиками и системами автоматизации линий. Остается вопрос выбора и интеграции, но это уже другая, более глубокая и объемная тема.