Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина

Творчество великого русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает у читателей разногласия и споры. Это происходит от того, что каждый видит в его творениях что-то индивидуальное, что-то доступное только одному ему. 

Самой «неразгаданной» и «недопонятой» у Есенина остаётся поэма «Чёрный человек». Поэт и поэма неразрывно связаны между собой. Сложно себе представить персонажа и автора по отдельности, поэтому последние строчки «никого рядом нет, я один…» звучат настолько пугающе-незавершённо, как бы предвещая дальнейшие беды и страдания.

Многие из поклонников творчества Сергея Есенина выделяют «Чёрного человека», как лучшее из его произведений, многие также утверждают, что для них эта поэма – любимейшая из всех существующих стихов.

Для того, чтобы объяснить данный факт, следует обратиться к основам человеческой психологии. Как известно, практически каждого человека хотя бы несколько раз в жизни мучали кошмары. Они могли быть фантазийными, параноическими или же (самый распространённый вариант) в виде сновидений. Психологами замечено, что кошмары отражают переживаемые в реальной жизни страхи, а зачастую эти страхи – муки совести. Всё, чего боится человек, сливается в итоге в один образ, внушающий панический страх. Обычно это «типичные» образы – громадные насекомые, хищники, мистические создания (приведения, гномы, инопланетяне, монстры и проч.), криминальные элементы (маньяки, убийцы, киллеры). Реже возникает своеобразный, индивидуальный образ. Как правило, это касается ярких людей с развитой фантазией, творческих личностей. Известны случаи, когда такой необычный прототип страхов становился символом, запоминающимся и легко усваемым, а, следовательно, популярным.

Карл Юнг, основатель аналитической психологии и автор теории коллективного бессознтельного, создал понятие «архетип» (от греч.  Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.)

Чёрный человек соответствует всем обязательным чертам архетипа:

Имеет проявление в фольклоре (образ Чёрного Всадника из русских народных сказок; Чернобога из древнеславянской мифологии);

Проявляется у разных народов в разные эпохи («Фауст» Гёте, чёрные великаны из скандинавского фольклора и т.д.);

Воспринимается доосозанно; Имеет собственный символ – чёрный цвет;

Имеет и позитивный, и негативный аспекты (негативный – влияние на психику, пессимизм, циничность. Позитивный – как правило, заставляет героя/человека задуматься о чём-либо и что-то исправить в своей жизни);

Устойчив (так как его структура на протяжении многих столетий практически не была искажена);

Имеет достаточное количество собственных элементов (в первую очередь, это – упомянутый выше чёрный цвет, затем плащ, впоследствии переформировавшийся в сюртук во времена Пушкина, безличность – отсутствие конкретных черт лица и фигуры, цилиндр – также с пушкинских времён);

Имеет черты, связывающие с жизнью (видоизменение одежды и способов передвижения – в мифах он летает, в представлении людей XVIII-XIX веков скачет на коне, в двадцатом столетии выходит из зеркала;

Представляет опасность самоотождествления с ним – самые яркие примеры:  вселение Чернобога в человека, безликий посетитель Моцарта (у Пушкина) и, конечно же, Чёрный человек Есенина;

Обладает сильным влиянием на   эмоции человека; обладает собственной инициативой и специфической энергетикой.

Всё это доказывает нам, что Чёрный Человек – это не частная выдумка Есенина, а сформировавшийся за столетия образ.

Существует множество версий, кем или чем был этот образ для поэта.

Самый простой и объяснимый вариант – это собственная тень, собственное отражение в зеркале. Как известно, больной и запуганный человек, страдающий к тому же психическими заболеваниями, начинает бояться всего, что ему недостаточно понятно. «Почему отражение в точности повторяет черты, а тень – просто заполненный темнотой контур?» — задаётся вопросом такой человек и начинает размышлять, а в итоге приходит к выводу, что темнота – это его отрицательные качества, и тень «преследует» его.

Из этого объяснения вытекает другое, наиболее привычное: Чёрный человек – это совесть. Действительно, стоит вспомнить «спать не даёт мне всю ночь», «словно хочет сказать, что я жулик и вор…», сразу возникает мысль о совести. Также этому способствует то, что словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть, повышает тон голоса, как муки совести начинаются с её отголосков. Однако, сопоставляя есенинского Человека и другие образы, входящие в архетип, сложно установить черты, присущие совести, во всех.

Это подводит нас к наиболее страшной версии: Чёрный человек – это предвестник смерти или сама Смерть. Признаюсь, мне даже писать эти строки жутковато. Однако большинство фактов говорит как раз за этот вариант. Именно в это истолкование сущности Чёрного человека укладываются все образы архетипа. Начиная с древнеславянского Чернобога – друга и помощника Мораны-Смерти, сказочного Чёрного Всадника, аллегорически «настигавшего людей в пути», продолжая «Фаустом» Гёте, «Чёрным монахом» Чехова и героями Пушкина (Черномором, Медным всадником, безликим заказчиком «Реквиема»), заканчивая «Жизнью человека» Л. Андреева и, конечно же, «Чёрным человеком» Есенина. Кстати, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились»  «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь – везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Следует обратить внимание на художественные детали в тексте:

Книга (символ мудрости, тайны), зеркало 9символ иного мира), прялки (прялка – символ судьбы, здесь они «весёлые», как бы надсмехающиеся, и «заводят метели», то есть, холод, неудачи, тревоги.), ночь морозная (и зима, и ночь считались временами, когда нечисть имеет силу), удачно по смыслу вписывается фраза «снег до дьявола чист», луна (символ ночи и особой активности нечистой силы). Интересно, что в поэме как бы пересекаются образы «чёрных людей» прошлого: «как монах», «как всадники».

С этого момента удобно рассматривать следующую версию происхождения Чёрного человека. Вспомним строчки «приподняв свой цилиндр и откинув небрежно сюртук…», «в каждом вижу историю, сердцу знакомую…». Некоторые исследователи полагают, что к Есенину по ночам являлся… Пушкин. Хулиган СВОЕГО ВРЕМЕНИ, в творчестве которого образ Чёрного Человека проявился в полной мере. Он даже во время написания поэмы говорит Есенину, что тот «жулик и вор…», то есть, крадёт его гениальную идею. 

Стоит заметить, что Пушкин с момента его смерти являлся одной из самых почитаемых персон в мистических обрядах – гадалки любили «вызывать» его образ в зеркале или призывать его дух ответить на вопрос.

Далее следует рассмотреть самую нелюбимую поклонниками Есенина версию: поэма – это ни что иное, как плод больного воображения, подпитанного алкоголем и фобиями, сообщает newsli.ru. Подтверждают эту идею слова «я очень болен», «заметает мозги алкоголь», частое повторение одних и тех же слов: «Чёрный, чёрный, чёрный…», отрывистые фразы: «не знаю.. не помню… а может…». Однако, факты говорят не в пользу этой версии: как известно, Сергей Александрович не писал в алкогольном опьянении. Напротив, он садился в светлой комнате, в тишине и пил только безалкогольные напитки, пока не заканчивал трудиться. Честно говоря, я, как начинающий поэт, слабо верю в идеальную правдивость этого. Вероятно, так и было, но были и стихи, написанные им в других обстоятельствах. Это моё мнение, и я извиняюсь перед читателем, если не права.

Наконец, нам следует перейти к самой сложной с психологической точки зрения версии: Чёрный Человек – это второе я, альтер эго поэта. В таком случае, несколько пересекаются с вариантом про совесть, но имеет иной замысел. Если совесть грызёт, и нет от неё ни укрытия, ни спасения, то  самого себя, свою тёмную сторону победить реально. Поэт измучен «самораздвоением», — днём он весел и радостен: «побегу по мятой стёжке на приволь зелёных лех…», вечером хмур и печален: сыпь, гармоника, скука, скука…». В нём борются две его сущности – светлая и нежная, «желтоволосый мальчик с голубыми глазами» и тёмная и мрачная: «мне ничего не надо,  мне никого не жаль».

Смысловой кульминацией поэмы является момент «И летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», а психологической: «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство.». Есенин приходит к этому выводу и понимает: он, научившийся писать великолепные стих и манипулировать женщинами, не овладел самым высшим искусством в мире. Разбивая ненавистное зеркало, он делает первую попытку победить самого себя.

Осталось рассмотреть последнюю, на мой взгляд, самую абсурдную версию: Чёрный Человек – это чекист, образ слежки, постоянно ведущейся за поэтом. Конечно, некая логика в этой версии есть: действительно, за поэтом следили, и он об этом знал. Постоянная боязнь сделать что-то не так могла вызвать такое представление, галлюцинацию. Однако сомнительно. Что Есенин стал бы приписывать своему реальному врагу столько мистических свойств и качеств.

Рассмотрев все варианты возникновения образа Чёрного Человека в одноимённой поэме, я выделила три основных версии: «вторая сущность», «олицетворённая совесть» и «бессмыслица, пьяный бред», после чего провела социологический опрос, анализ которого вы сможете увидеть в следующей статье (2 часть).

Фотографии к статье:
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
  • Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Виктория

    очень познавательно и интересно читать)

    Ответить
    1. Администратор

      Я тоже прочитал всю статью и выразил свои эмоции автору в личном сообщении. Читая подобные произведения, становишься духовно богаче.

      Ответить
  2. Наталья Новикова

    спасибо большое)))

    Ответить