ЛУКАШЕНКО И БИЗНЕС

В ответ на мою заметку «Состоялись выборы президента Белоруссии», на моей страничке в фейсбук Алла Гигова представила список белорусских олигархов.

Alla Gigova Говорят, что в Белоруссии нет олигархов-миллиардеров. Неправда!

ПРЕДСТАВЛЯЕМ САМЫХ БОГАТЫХ БЕЛОРУССКИХ ЭКСПЛУАТАТОРОВ

1. Андрей МЕЛЬНИЧЕНКО Андрей Мельниченко – самый богатый миллиардер Белоруссии. Его состояние 13,82 млрд. долларов. Уроженец Гомеля. В 1991 году открыл первые обменные пункты, затем собственный банк (МДМ-Банк). В 2000-х гг. он резко поменял направление деятельности и занялся промышленностью, добычей угля. Ему принадлежат акции «ЕвроХим», СУЭК.

2. Андрей КЛЯМКО Андрей Клямко родом из Беларуси, разбогател в России, занимается бизнесом одновременно на всем постсоветском пространстве. Клямко начал свой бизнес с поставок нефти, мазута и угля на украинские предприятия в 90-х годах. Сегодня он имеет доли в «Металл-Групп» и других металлургических холдингах, его состояние оценивается в почти 2 млрд. долларов.

3. Виктор КИСЛЫЙ Виктор Кислый всем известен как основатель компании по разработке и созданию компьютерных игр – Wargaming. Славу ему принесла игра World of Tanks. В данный момент капитал Виктора Кислого составляет 1,5 млрд., уже несколько лет он проживает на Кипре, но не отказывается от белорусского паспорта.

4. Дмитрий МАЗЕПИН Дмитрий Мазепин, имея белорусские корни и украинскую фамилию, заработал свой капитал в России. Его экономические интересы связаны с энергоносителями, нефтью и промышленностью, а чистый доход составляет 1,5 млрд. долларов. Мазепин работает в двух странах, основным местом работы является председательство в «Уралхим».

5. Владимир ПЕФТИЕВ Владимир Пефтиев в 90-х он занимался продажей вооружения, затем переключился на недвижимость и связь. Сегодня ему принадлежат акции ЗАО «Белтехэкспорт», ЧУП «БТ Телекоммуникации», СООО «Малиновщизненский спирто-водочный завод «Аквадив» и других компаний. Состояние бизнесмена и политика перешагнуло за 1 млрд. долларов США.

(Источник: gomel.today), газета «ВПЕРЁД» № 7 (315) июль 2020 г., http://www.vkpb.ru/images/pdf/Vpd/2020/07315_2020.pdf

Я решил «разобраться» с белорусскими олигархами. И выяснилась очень интересная картина.

Андрей Мельниченко имеет отношение к Белоруссии только в том, что он родился в Гомеле в 1972 г. Вся его дальнейшая жизнь и предпринимательская деятельность связаны с Россией. Окончил Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Среди активов Мельниченко: — группа «Еврохим» — один из крупнейших мировых и крупнейший в России производитель минеральных удобрений. Бенефициарная доля Мельниченко в «Еврохим» — 100%. — АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) – одна из крупнейших угольно-энергетических компаний мира, ведущий производитель угля, тепла и электроэнергии в России. Бенефициарная доля Мельниченко в АО СУЭК – 92,2%. В 2020 г. Мельниченко занял девятую позицию в рейтинге «20 богатейших российских бизнесменов», опубликованном журналом Forbes ($12,5 млрд.). По данным Bloomberg, обладает состоянием в $15,4 млрд.

Андрей Клямко. В материале, представленным Аллой Гиговой, указано, что Андрей Клямко родом из Белоруссии. Вот и всё его отношение к Белоруссии. Является президентом петербургской федерации самбо и вице-президентом Международной любительской федерации самбо.  Как отмечается в материалах «Делового Петербурга», Клямко является одним из самых непубличных предпринимателей России. Бизнесом занялся в 1990-х годах вместе со своим партнёром Вадимом Новинским, с которым познакомился во время работы в одном из петербургских внедренческих КБ «Центр перспективных исследований». Основав вместе с Вадимом Новинским компанию «Смарт групп», он организовал поставки взрывчатых веществ на украинские горно-обогатительные комбинаты (ГОКи), а также топлива (угля, солярки и мазута) на металлургические предприятия «Запорожсталь» и «Криворожсталь». «Смарт-групп» эффективно поучаствовала в приватизации Ингулецкого и Южного ГОКов в Днепропетровской обл. Большинство активов Новинского и Клямко сосредоточено на Украине. Партнёры инвестировали в металлургию, получив 24% группы «Метинвест» олигарха Рината Ахметова. Холдинг приобрёл несколько украинских верфей и газовых месторождений, скупил сотни тысяч гектаров сельхозугодий, на которых создан агрохолдинг «Верес». После начала войны на Донбассе появилась информация о разделе бизнеса между партнёрами: Клямко якобы досталась российская часть бизнеса, Новинскому – украинская. При этом Клямко в России самостоятельно владеет мясо-промышленными, металлургическими, телекоммуникационными и финансовыми активами, а также недвижимостью в Петербурге.

Виктор Кислый. Родился в Минске в 1976 г. Выпускник физфака БГУ и сын учёного, с юности увлекался компьютерными играми и в 1998 г. вместе с друзьями основал Wargaming. Первый офис располагался в квартире. Компания разработала несколько игр, прежде чем в 2010 г. к ней пришла популярность и мировая известность в связи с разработкой игры World of Tanks. После того как World of Tanks принесла Кислому славу и богатство, WG начала разработку смежных проектов World of Warships и World of Warplanes. А в середине 2011 г. головной офис компании открылся в столице Кипра Никосии. Туда же в 2011 г. переехала и семья.  В различных интервью Виктор Кислый объяснял переезд тем, что сложный международный бизнес там можно вести открыто и эффективно, на Кипре «понятное и прозрачное» налогообложение, простые правила оформления иностранных сотрудников, выгодное географическое положение. Однако всё дело в льготном налоговом режиме, при котором ставка налогообложения на прибыль, полученную от объектов интеллектуальной собственности, составляет всего около 2,5%. И хотя Виктор Кислый неоднократно подчёркивал, что Минск остаётся сердцем компании Wargaming, но в одном из интервью он признался, что чувствует себя «гражданином мира». Вот и всё отношение этого олигарха к Белоруссии. В начале 2016 г. агентство Bloomberg сообщило, что состояние создателя игры World of Tanks превысило $ 1 млрд.

Дмитрий Мазепин. Также российский предприниматель белорусского происхождения. Родился в Минске в 1968 г., окончил Минское суворовское училище. Затем учился на военного переводчика. В 1986-88 гг. служил в Афганистане переводчиком. Окончив в 1992 г. экономический факультет МГИМО, занимал руководящие посты в крупных российских компаниях и государственных структурах. С 2007 г. председатель совета директоров компании «Уралхим», а также, с 2014 г., — заместитель председателя совета директоров «Уралкалий». Член совета директоров Всероссийской федерации плавания. Компания «Уралхим» является спонсором Федераций плавания Кировской обл. и Пермского края. В 2010 г. журнал Forbes включил Мазепина в список 100 богатейших бизнесменов России, оценив его состояние в $ 950 млн. — 70 место в российском рейтинге и 833 – в мировом. В 2015 г. поднялся на 63 место в российском рейтинге с состоянием в $1,3 млрд., в 2017 г, по оценке Forbes, состояние Мазепина увеличилось до $ 7,7 млрд.

Владимир Пефтиев. Родился в Бердянске (Запорожская обл., Украина) в 1957 г. Окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1979 г. В период с 1979 до 1988 г. делал карьеру на Белорусской железной дороге, а позднее – в Минском метрополитене, где работал главным инженером службы подвижного состава. В 1988 г. ушёл в частный бизнес. На протяжении многих лет самый влиятельный оружейный барон, совладелец «Аквадива» и первого оператора мобильной связи в истории Белоруссии, входящий в «ближний круг» бизнесменов при президенте. Вот, фактически, единственный олигарх Белоруссии, приближённый к Александру Лукашенко.

Следует отметить, что отношение Лукашенко к предпринимателям постепенно менялось.

Если в начале своей карьеры, после первого избрания президентом Белоруссии 10 июля 1994 г., Лукашенко называл предпринимателей «вшивыми блохами», то пробыв четверть века на своём посту, он всё чаще называет их «яйцеголовыми».

После прихода Лукашенко к власти, олигархи, возникшие в Белоруссии после разрушения СССР, начинают разбегаться по соседним странам, в т.ч. уезжают в Россию, на Украину, в Польшу, а также в США и Израиль.

В эти годы Лукашенко заявляет: «У нас больше представителей среднего класса. Нет сверкающих небоскрёбов, «распальцованных» олигархов. Может, неплохо было бы, чтобы они были, но только не за счёт основной массы населения, как это происходит в постсоветских республиках, когда 10% владеют всей страной, 90% — нищих. Такого в Беларуси не будет».

Заявление очень важное. И оно далеко не всем бизнесменам по душе, очень уж некоторые из них стремились нажиться на народном добре, но Лукашенко им не позволил сделать этого. Хотя «средний класс», это и есть буржуазия, крупный неолигархический капитал.

Ещё одно из заявлений Лукашенко периода конца 90-х – начала 2000-х: «Лекарства, продукты питания, отчасти одежда и так далее – это главные вопросы безопасности. И вы знаете, для меня в моей президентской судьбе этот вопрос возникал очень остро и не единожды. Первый раз, когда распался Советский Союз, я с этим столкнулся на кондитерской нашей фабрике главной. У вас – поясняет он российским журналистам – есть некая «Бабаевская» фабрика, они хотели прихватить и нашу «Коммунарку»… И тогда в связи с этим «рейдерским захватом», как его сейчас называют, ко мне обратились женщины с письмом… Я тогда ввёл «золотую акцию» и наложил запрет на приватизацию этой фабрики. Я боялся одного – чтобы наша фабрика, которая тогда выпускала лучшую продукцию, не «шалила» на рынке, чтобы какао-бобы и прочие ингредиенты не заменяли на сою…».

К слову сказать, в Советской Украине производили прекрасный шоколад, прекрасные шоколадные конфеты. Теперь же, когда в кондитерские изделия кладут сою и т.п. заменители, вкус конфет кардинально изменился в худшую сторону. Когда разрушали Советский Союз, нам рассказывали о «натурпродуктах», которые употребляют на «благословенном» Западе. Мы, наивные, тогда не знали, что у нас, в СССР нет такого понятия – «натурпродукты», потому что у нас все продукты были натуральные и высококачественные.

О «золотой акции», которую ввёл Лукашенко в конце 90-х годов указом №591 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами». «Золотая акция» вводится на определённый срок в обществах, созданных в процессе разгосударствления собственности и позволяет проводить решения в обход позиции частных акционеров. На предприятиях с «золотой акцией» решение госоргана обязательно для выполнения и принимается без обсуждения, как и произошла с «Коммунаркой».  

С 2008 г. «золотая акция» становится частью истории и начинается постепенная отмена моратория на отчуждение акций бывших государственных предприятий частными собственниками. Но государство издаёт указ № 107 (начало 2011 г.), который наделяет госорганы приоритетным правом на приобретение ценных бумаг довольно внушительного списка предприятий. То есть, государство сохраняет за собой контроль над процессами приватизации. Что, разумеется, крайне не нравится белорусскому бизнесу и белорусским оппозиционерам.

В 2018 г. Лукашенко на встрече с высокопоставленными руководителями Европейского банка реконструкции и развития скажет: «Мы абсолютно не против процессов приватизации, это вполне естественная норма… Мы против обвальной и шоковой приватизации».

При Лукашенко создаётся так называемый «ближний круг» бизнесменов, которым, с позволения «бацьки», разрешается приватизация. Но при этом все они берут на себя соответствующие социальные обязательства.

С января 2006 г. вступает в силу указ №426, которым вводится норма освобождения от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением ущерба. Лукашенко популярно объясняет суть этой нормы: «Ущерб нанёс государству – деньги на стол в двукратном-трёхкратном размере, и пошёл. Не заплатит деньги – будет сидеть в тюрьме».

С некоторыми представителями крупного бизнеса у Александра Лукашенко выстраиваются личные коммуникации. В конце 1990-х – начале 2000-х одним из партнёров-друзей президента является совладелец газотрейдера «Итера» Игорь Макаров, периодически помогающий минским властям в противостояниях с «Газпромом».

С начала 2000-х почётное место в «ближнем круге» занимает основатель многопрофильного холдинга «Сафмар» Михаил Гуцериев, который строит в Белоруссии калийный комбинат, поставляет нефть, владеет гостиницей Minsk Renaissance, другой недвижимостью, строительной компанией и активами в IT-секторе.

Частная инициатива в этом периоде приветствуется в реализации производственных greenfield-проектов. Часть новых заводов и фабрик возводится на территории свободных экономических зон. Первая из них, представляющая резидентам льготный налоговый режим, создаётся в 1996 г. возле Бреста (СЭЗ «Брест). Здесь расцветает «Санта Бремор» одного из самых влиятельных бизнесменов новейшей истории Белоруссии Александра Мошенского

«Частную собственность надо создавать прежде всего за деньги самих частников, а не за счёт народной собственности. Пожалуйста, ищите деньги и стройте предприятия», — призывает частный бизнес Александр Лукашенко в начале 2000-х годов. Частный капитал создаёт новые предприятия и даже целые отрасли, на которые у государства нет либо времени, либо средств, либо компетенции.

С середины 2000-х годов частники развивают рынок коммерческой недвижимости. В 2005 г, сообщает newsli.ru. указом президента создаётся Парк высоких технологий (ПВТ), в рамках которого белорусские IT-компании формируют ещё одну новую отрасль – разработку под заказ программного обеспечения. «Мы ещё тогда обнаружили, что это – будущее, и мною был издан указ, и мы создали этот IT-парк. Ещё и потому, что (не надо это забывать) с тех советских времён мы сохранили школу» — рассказывает Лукашенко об этом проекте.

В 2018 г. президент одобряет переформатирование ПВТ и цифровизацию на базе разработок его резидентов национальной экономики.

«И мы потихоньку шли к этим блокчейнам, криптовалютам, дошли до них… Я пригласил айтишников: они все плачутся там, что-то им не хватает. Я собрал их и спрашиваю: ну вы же яйцеголовые, умные все, чего вы плачете, с чем вы пришли?.. Они пришли, и принесли всё то, что им нужно, и всё то, что нужно убрать, что мешает. Полная свобода» — рассказывает Лукашенко о вкладе в цифровое будущее страны.

В 2014 г. регистрируется Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Под создание инфраструктуры, которая должна обеспечить функционирование инновационных производств в электронике, биомедицине, тонкой химии, производстве новых материалов и т.д., указом президента передаются несколько тысяч гектаров под Минском. Резиденты парка, число которых приближается к 50 компаниям, получают самые большие налоговые льготы в стране.

В самом первом рейтинге Всемирного банка Doing Business, опубликованном в 2006 г., по условиям ведения бизнеса Беларусь занимает 109 место. В рейтинге за 2019 г. Белоруссия — 37-я и один из мировых лидеров по динамике.

Первые изменения в отношении государства, президента и частного бизнеса намечаются в 2010 г., когда Лукашенко впервые посещает офис крупнейшего резидента ПВТ EPAM Systems, едет на заводы частного холдинга «Алютех». Частные предприятия становятся обязательной частью программ его посещений регионов. Владельцам крупнейших частных компаний вручаются государственные награды. Представители бизнеса становятся обязательными участниками различных государственных мероприятий.

«Чем больше будет белорусских фирм, белорусских брендов, успешных белорусских предпринимателей, тем сильнее будет страна – заявляет Лукашенко в 2011 г. – Будет своё – мы защитимся, выстоим и достигнем всех наших целей».

Кардинально меняется риторика главы государства по отношению к предпринимателям:  1995 г. – «Их надо стряхнуть, как вшивых блох!». 2017 г. – «Меня коробит, если докладывают, что предприниматели пытаются работать и делом занимаются, а мы начинаем блох выискивать. Этого быть не должно».

Я привёл примеры из статьи Вадима Сеховича ««Красные директора», олигархи, друзья из Forbes. Частный бизнес и Лукашенко в проекте «Четверть века»», написанной в июне прошлого года, TUT.BY. Статья написана с позиций интересов бизнеса, но важна фактура и демонстрация эволюции Лукашенко, его сближение с бизнесом.

Результат мы получили в нынешнем году, когда тысячи белорусов протестуют против Лукашенко, не соглашаются с итогами прошедших выборов. Кто протестует, нам понятно. И это видно из видеокадров из Белоруссии. Протестуют мелкие и средние предприниматели, представители интеллигенции, которые спят и видят, чтобы Белоруссия побыстрее вошла в «цивилизованный» Запад. Протестует в основном молодёжь, за свою жизнь не знавшая другого руководителя, кроме Лукашенко, и жаждущая «перемен».

Правда, какие будут последствия, этого молодёжь не знает. А ведь итоги выборов не признают ни США, ни ЕС. Это и понятно. Им нужно подчинить себе Белоруссию, поставить во главе страны такую же марионетку как Зеленский на Украине. Тогда в Белоруссию ринется крупный транснациональный западный капитал и быстро поглотит и мелкий, и средний белорусский бизнес.

А в качестве «свободы» белорусы, также, как и украинцы, получат уничтожение национальной экономики, разорение, массовую безработицу и тотальную нищету, и, как результат, повальное бегство в поисках заработка на кусок хлеба на боготворимый Запад.

Но это не всё. Белоруссия нужна военщине США-НАТО, чтобы окончательно замкнуть кольцо окружения России и американо-НАТОвским танковым соединениям выйти на подступы к Москве. Украина Западом уничтожена и опущена на уровень Гаити, уровень самых отсталых и вымирающих африканских и латиноамериканских стран.

Следующая на очереди – Белоруссия. А там придёт черёд и России.

Очень бы хотелось, чтобы протестующая белорусская молодёжь хотя бы чуть-чуть задумалась о своём недалёком будущем, задумалась, имея перед глазами трагический пример Украины.  

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector